Петр и Феврония: сквозь века пронести любовь и верность

Памятник Петру и Февронии в Благовещенске
Обновлено:

О чем думает человек? О чем мечтает? К чему стремится?

Во всем многообразии ответов на эти вечные для любого времени и любого поколения вопросы "красной нитью" будут будут проходить слова: Любовь, Верность. Семья.

Да! Да! Именно эти слова! На любом из более 7 тысяч языков, существующих на Земле. 

Не работа, не деньги, не благополучие и достаток. Всё то, что имеет цену -  всё вторично, всё производно от того, что не имеет цены.

Любовь, верность и семья цены не имеют. Их нельзя купить. Это духовные ценности! Высшие ценности, самое сокровенное и святое - результат деятельности души человека, её творение.

Не буду говорить о том, что живущим на рубеже XX - XXI веков выпало трудное время. Другого времени (не трудного, не жестокого, не тяжелого) никогда не выпадало на долю человечества.

Помните, как у Александра Кушнера в его стихотворении "Времена не выбирают":
                      Что ни век, то век железный.
                      Но дымится сад чудесный,

                      Блещет тучка; обниму
                      Век мой, рок мой на прощанье.
                      Время — это испытанье.
                      Не завидуй никому.  

                      https://rustih.ru/aleksandr-kushner-vremena-ne-vybirayut/

И все же мне думается, что такой подмены понятий, такой вопиющей лжи и клеветы, такого информационного давления предыдущие поколения ещё не испытывали. Просто ради интереса заглянула на сайт wordsynonym.ru посмотреть синонимы слов: Любовь, Верность и Семья. Честно: содержимое не то что не порадовало, просто ужаснуло. Судите сами.

  Слово Любовь имеет 214 синонимов, первоочередными из которых являются: влечение, увлечение, секс, отношения.

На первых местах среди синонимов слову Верность (всего 109) находятся: любовь???, честь, интерес, страсть.

А к слову Семья нашелся 31 синоним: бремя, тягость и т. п.

Таким подбором синонимов вряд ли можно характеризовать человеческие отношения. Скорее животные инстинкты, да простят меня многие виды животных... 

Вот она - подмена понятий, ставящая своей целью разрушение традиций и духовных основ жизни русского человека.  Зато стал понятен визг и брызгание слюной в соц. сетях в адрес Петра и Февронии, являющихся православными святыми, покровителями семьи и брака. Стало понятным чрезмерное придыхание в адрес Валентинова дня влюбленных.   

Свою позицию выскажу сразу: любовь и влюбленность разные чувства, а значит действия и отношения между людьми под влиянием этих чувств тоже будут отличаться. Не каждому дано, чтобы влюбленность переросла в любовь. Иной раз у неё короткий срок - только до новой влюбленности…

Любовь - это более глубокое, более светлое и мудрое чувство. И живет оно в душе человека. Именно любовь (а не влюбленность) способна на терпение, благородство и самопожертвование.

У русских православных христиан есть свои покровители и защитники любви, семьи и брака: это Святые благоверные князья Петр и Феврония муромские чудотворцы, Святая блаженная Матрона Московская, Святая блаженная Ксения Петербургская, Святые Царственные Страстотерпцы - семья последнего русского императора Николая II.

Почитание, уважение, сохранение светлой памяти и обращение к Святым с молитвой или в раздумьях своих необходимо душе любого человека как глоток воды из чистейшего, дарующего жизнь родника.

Сегодняшней  статьей я решила начать разговор о русских покровителях любви, семьи и брака.

Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские

Петр и Феврония - святые покровители семьи и брака

 8 июля Русская православная церковь отмечает один из дней памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев - покровителей семьи и брака. Второй день памяти этих святых отмечается в воскресенье, предшествующее 19-му сентября. Нынешней осенью (2021 года) день памяти Петра и Февронии Муромских русская православная церковь будет отмечать именно 19 сентября, в воскресенье. По Церковной практике канонизации святых возможно установление двух дней памяти: в день кончины святого и в день перенесения святых мощей.  

Петр и Феврония прожили  долгую супружескую  жизнь в любви, согласии и взаимном уважении. По некоторым свидетельствам супруги вырастили и воспитали троих детей, дождались четверых внуков. 

Умерли супруги в один день свято соблюдая данную друг другу клятву, что даже смерть не разлучит их.

 Жизнь Петра и Февронии - пример идеальной супружеской жизни, христианской любви и преданности.

 В 1547 году Петр и Феврония Муромские были канонизированы православной церковью в лик святых и стали покровителями семьи и брака. Церковь прославила супругов не как преподобных, хоть они и умерли иноками (монахами), приняв при постриге имена Давида и Евфросинии. Церковь прославляет их как благоверных.

История любви Петра и Февронии

Кто из нас не любил в детстве красивые истории-сказки о вечной любви, верности и преданности? Кто не мечтал встретить человека, с которым будешь жить долго и счастливо, с которым и в горе и в радости... и чтобы даже смерть не разлучила вас? А знаете ли вы, что любая сказка, любое предание в своей основе имеет реально существовавшие события и реально живших людей.

Передаваясь из уст в уста, да из одного века в другой, история обрастает красочными деталями и подробностями. Иной раз при таком пересказе меняются смысловые значения используемых слов. Поэтому очень важно суметь правильно прочесть такую сказку или легенду для того чтобы понять о чем же она и почему продолжает оставаться важной для нас сегодняшних.

Жить долго и счастливо, и умереть в один день - это про Петра и Февронию Муромских, живших в XII - XIII веке.

Чтобы понять почему Русская православная церковь причислила их к лику святых и установила специальные дни почитания - день Петра и Февронии (8 июля; 25 июня по старому стилю) и второй день - в сентябрьское воскресенье - надо познакомиться с их житием и последующими после их смерти событиями. 

В связи с канонизацией Петра и Февронии в 1547 году по заказу митрополита Макария была составлена “Повесть о Петре и Февронии Муромских”. Составил её инок Ермолай Прегрешный на основе  устных народных преданий и легенд, рассказанных автору жителями славного города Мурома и окрестных мест. Сейчас это произведение стало величайшим памятником древнерусской литературы XVI века. 

О чем “Повесть о Петре и Февронии Муромских” и как её читать

Из “Повести о Петре и Февронии Муромских” явствует, что брак между ними не был равным. Петр происходил из княжеского рода, а Феврония - из крестьян. Знакомству и последующему союзу двух молодых людей предшествовали события, проверяющие их на ум, смелость, верность своему слову, мудрость, терпение, смирение. А главное - на их веру!

Впрочем, давайте по порядку... 

Я сначала кратко перескажу содержание ”Повести” современным языком, вернее так, как понимаем её сегодня мы - живущие в XXI веке. А потом поговорим о её смыслах, обратясь к тому времени и к тому аллегорическому и символическому языку, которым она была написана. 

Согласны? Тогда начинаем...

Краткий пересказ "Повести о Петре и Февронии" и видеофильм

В городе Муроме, где княжил в то время (конец XII века) брат Петра Павел, объявился Змей. Обычно так в русских преданиях и сказках обозначаются злобные силы, сеющие вокруг себя боль, горе и другие тяготы жизни. И повадился тот Змей не только покой муромлян нарушать своей злобой, но и принимать облик князя Павла и являться к его жене, склоняя её на блуд. 

Брат Павла Петр (тот самый, который потом на Февронии женится) решил поквитаться со Змеем, но для этого нужно было найти нужное оружие - Агриков меч. 

Чудесным образом обретя Агриков меч, Петр сразился со Змеем и поверг его. Но во время поединка был обрызган кровью нечисти и серьезно заболел. Все тело князя покрылось страшными струпьями, его одолела слабость. Ни один лекарь не мог помочь Петру, не мог его излечить. 

Когда силы Петра были уже на исходе, дошел до него слух о том , что богата лекарями Рязанская земля. Вот там то гонцы князя нашли дочь бортника, за которой закрепилась слава целительницы.

 Феврония согласилась излечить князя вот только условие поставила - князь должен жениться на ней после излечения, а приготовленным лекарством смазывать все струпья, кроме одного.

Петр не задумываясь легко и быстро согласился жениться на девушке, поскольку даже и не собирался делать этого: не ровня она ему - вот и весь сказ… главное, чтобы излечиться от напасти помогла. 

Через время болезнь вновь вернулась к Петру и он опять обратился к Февронии за помощью. Так что же получается: князю была устроена проверка? Чтобы женился что ли? Или на верность княжескому слову?

 После окончательного излечения князя, молодые венчались, тем самым каждый сдержал свое обещание. 

В 1203 году, унаследовав престол после своего брата, Петр столкнулся с недовольством бояр и их жен: они не хотели служить простолюдинке, ведь княгиней Феврония была не по крОви, а как жена Петра. В конце концов, исчерпав все возможности сплетен, наговоров и пересудов, бояре потребовали от князя, чтобы он изгнал Февронию, а если хочет оставаться княжить в Муроме, то пусть возьмет себе другую княгиню. 

 По факту, не желая расставаться с женой, Петр добровольно оставил княжение и покинул Муром, обосновавшись недалеко от города на берегу Оки.

В изгнании не было для Петра лучшего советчика и более надежной поддержки чем Феврония. А в Муроме между тем началась смута. Мало того, что сами бояре никак не могли поделить меж собой княжеский престол, так еще и в народе зрело недовольство. Княгиня Феврония пришлась простому люду по душе. По просьбе бояр для предотвращения кровопролития Петр и Феврония вернулись и правили княжеством долго и справедливо, творя милость и соблюдая божьи заповеди.

Достигнув преклонного возраста, Петр и Феврония, добровольно приняли монашеский постриг, как и было заведено у русских князей, ведущих свой род от Рюриковичей.

Постриг князь и княгиня приняли в разных монастырях, моля Бога о даровании им смерти в один день. Похоронить себя они завещали в одном гробу - специально загодя сделанном с перегородкой посередине.

После пострига Петр и Феврония получили имена Давид и Евфросиния и даже после принятия монашества брачные обеты сохранили для них свою силу. И вы в видео увидели, что когда Евфросиния получила известие от Давида о его скорой кончине, она вышивала лики святых и просила дать ей возможность закончить работу. Но когда такое известие пришло во второй раз, она “воткнула иглу свою в воздух и обернула её ниткой, которой шила”

Они скончались каждый в своей келье в один день на Светлую Седмицу (апрель 1228 года). Завещание по поводу захоронения супругов в одном гробу было исполнено не сразу. Сочтя непристойным хоронить монаха и монахиню вместе, их тела дважды разносили по разным храмам, но всякий раз умершие оказывались в одной домовине. После произошедшего больше никто не посмел нарушить их последнюю волю. Супруги были похоронены вместе. 

Не спешите с обвинениями в адрес Петра и Февронии

На страницах социальных сетей часто можно встретить обвинения в адрес Февронии, что дескать шантажом и обманом женила князя на себе; какая же она святая после этого? И можно ли брак, изначально имевший под собой обман считать примером? Петру в тех же соц. сетях приписывается братоубийство: дескать под видом Змея убил своего брата с целью прихода на княжеский престол.

Что ответить на подобные высказывания?

  1. Считаю подобные заявления во - первых, сказанными на основе эмоций, возникших по поводу собственной несостоявшейся судьбы, типа “ и у меня так было…”
  2.  А во-вторых, такие утверждения на самом деле показывают незнание их авторами истории и культуры своего народа. 

Сразу оговорюсь: таким незнанием страдают не только те, кто высказался публично. Таким незнанием страдает большинство из нас. Год за годом мы становимся все больше похожими на Иванов, “не помнящих родства своего”. Нам стало сложно понимать многие классические произведения литературы, музыки, живописи просто потому, что мы не знаем их символического языка.

А язык этот идет из представлений о добре и зле, о нравственности, о цели и смысле жизни и корнями своими уходит в христианское Священное Писание, христианские образы и заповеди.   

 “Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана ещё в XVI веке  в эпоху средневековья, а значит в ней нашел отражение мир средневекового человека. И нам сегодняшним с вершины своих представлений и знаний о мире, его законах и устройстве рассуждать о том, как должен был поступить человек средневековья, по меньшей мере глупо.

Средневековые тексты читать и понимать сложно. Вот как об этом пишет доктор исторических наук А. Л. Юрганов: «При чтении текстов, возникших в иной культурной среде (что может объясняться географическими, временными или социальными факторами), наша память обязательно подведёт нас. Она либо оставит нас «наедине» с новыми текстами, либо подставит «чужой» текст, содержащий те же (или похожие) слова, с которыми связаны, однако, совершенно иные значения и смыслы. Такая ситуация постоянно возникает при изучении древнерусских источников XI - XVII вв. И уяснить, о чем пишут их авторы, не так-то просто.” [Юрганов А. Л.. Категории русской средневековой культуры]

За время своего существования (почти 500 лет) “Повесть о Петре и Февронии Муромских” неоднократно пересказывалась (вернее расшифровывалась) каждый раз по новому, в угоду новым временам. Не прошли мимо неё и времена “воинствующего атеизма”. В советское время  основное внимание исследователей обращалось на фольклорную сторону “Повести” и на конфликт Февронии с боярами из которого умная крестьянка выходила победительницей. Понятно кому и зачем было нужно именно такое толкование…

Так вот: каждый раз и сам текст, и его прочтение было своим, меняющим содержание и смыслы первоисточника. Кстати,  только в XIX веке повестью стали  называть литературный жанр. А в средние века слово повесть имело совсем другой смысл - повествование; причем богословское. 

 Безусловно “Повесть о Петре и Февронии” не является историческим источником в полном смысле этого слова. Историками усматриваются противоречия между текстом “Повести” и другими, дошедшими до нас летописными свидетельствами. Я сейчас говорю в частности о несовпадении имён князей, правивших Муромом, о разночтении даты кончины благоверных князей и дня памяти их, установленному церковью, о месте первоначального захоронения благоверных. Впрочем это тема другого разговора, но можно немного коснуться её в комментариях, хорошо? 

Не является “Повесть о Петре и Февронии” и агиографической поскольку написана не так как обыкновенно пишутся житие святых. Не по канонам и устоявшимся правилам, а с уклоном на сказания и предания (во-первых). А во-вторых в самом тексте, написанном Ермолаем, было недопустимое вольнодумство. В описании чудесного соединения умерших супругов в одном гробу Ермолай фактически поставил “правду” выше “веры” (об этом подробнее чуть ниже по тексту). Поэтому митрополит Макарий не включил “Повесть” в список Великих Миней Четьих. Может именно этот дух вольнодумства и сделал труд Ермолая Прегрешного столь популярным в свое время, что дошел он до нас в 150 списках.

Современная историческая наука в настоящее время развивает одно из новых направлений - историческую антропологию. Объектом изучения становится не только экономическое и политическое развитие общества. Объектом изучения становится человек, его отношения с окружающей действительностью и сформированный этими отношениями внутренний мир человека.

Вот как раз через призму внутреннего мира человека - с одной стороны - автора “Повести о Петре и Февронии”, а с другой  самих исторических персонажей  нужно читать и понимать  содержание этого произведения.

Почему и за что почитают Петра и Февронию Муромских 

Молитва в храме о благополучии семьи

В этой части статьи я достаточно кратко познакомлю вас с исследованиями Ольги Александровны Ерёминой “Повесть о Петре и Февронии Муромских” как произведение христианской культуры / Русская словесность, № 4, 2002. С. 15–24. 

Рекомендую - советую приобрести учебники О.А.Ерёминой по литературе для ваших, обучающихся в школе детей и внуков.

Основные посылы автора (О.А.Ерёминой) состоят в том, что любой из нас, читающий произведения древнерусской литературы должен попытаться понять внутренний мир человека средневековья, и уважать значимость этого мира для него. Важно понимать, что одни и те же слова в современном нашем и в древнерусском языке имеют разное содержание, одинаковые с виду поступки имеют разное значение.

Для примера рассмотрим слова: истина, правда и вера.  Для нас истина - это размышления, сопоставление фактов и результатов научных исследований. Для средневекового человека истина уже известна и содержится в текстах Священного писания. Под правдой в средние века подразумевалось Слово Божие. А под верой подразумеваются действия по божьим заповедям, по апостольским и священным правилам. А что такое для нас сегодняшних правда? А вера? 

Во что мы верим? Во имя какой правды живем?

Если какое-то место в древнерусской летописи кажется современному человеку нелепым или бессмысленным, то вполне возможно, что это символ, раскрывающий сущность описываемого события. Нам не понятно, а человеку, знающему тексты Священного писания и руководствующемуся им по жизни понятно всё. 

Так что давайте: 

  • снимем все нелепые обвинения с Петра и Февронии,
  •  постараемся разобраться в смыслах "Повести", 
  • и тем самым поймём почему благоверные князья были причислены к лику святых.

Как я уже упомянула, в советское время исследователи считали (и это мнение было общепризнанным), что основной конфликт, описанный в житие - это конфликт между Февронией и боярами.

Современный историко-антропологический подход к содержанию “Повести”, позволяет сделать вывод, что основным конфликтом жития является борьба Бога и дьявола за человеческую душу. По мнению О.А.Ерёминой (полностью с ним соглашаюсь) именно об этом и написал Ермолай-Еразм.

Нельзя отбрасывать начальные и конечные слова повествования, поскольку именно в них содержатся основы мировоззрения самого автора и людей той эпохи (XVI века) ярко отразившиеся в тексте. Я даю Вам ссылку, по которой вы можете скачать или просто прочесть подлинник “Повести” со всеми её составляющими. Текст снабжен иллюстрациями

Повествование начинается с молитвы: ”Слава Богу Отцу и Единосущному Сыну, слову божию и Пресвятому и Животворящему Духу, единому божьему естеству безначальному, вместе с Троице воспеваемому…” Далее автор пишет о мире видимом и невидимом, который сотворил Бог: “... и все невидимое сотворил, что непостижимо уму человеческому…” как видите, признается многомерность мира и то, что сокровенный смысл непостижимого человек может постичь через символы и притчи.

Не только мир, окружающий человека многомерен и сложен, таким же сложным и неоднозначным является и сам человек, сотворенный Богом:”...а на земле же издревле создал человека по своему образу и подобные своему трехсолнечному Божеству три качества даровал ему: разум, ибо Он отец слова, и слово исходит от него, посылаемое, словно сын, на котором почиет дух, потому что уста каждого человека слов без духа произвести не могут, но слово с духом исходит, а разум руководит…”

И это - сказано русским, православным человеком в эпоху средневековья! Да как же можно не гордиться своей историей и культурой!

Как же можно самоунижаться и считать себя ниже и хуже. Такое возможно только от собственной безграмотности.

Однако вернемся к той части жития, которая предшествует сюжетному рассказу. Ермолай Прегрешный повествует об Иисусе Христе - сыне божьем: “Он ведь плотью пострадал за нас, грехи наши к кресту пригвоздив, искупив нас у владыки мира дьявола ценою крови своей честной. “

Вот только  дьявол не исчез, продолжает строить козни, посылает людям страсти, искушает их и отвращает от царства божия. Автор верит, что Господь заботится о спасении всех православных христиан, а тех, кто верой и правдой служит Богу “...почтил их даром чудотворения — одних ради молитв, и покаяния, и трудов, других же — твердости ради и смирения, как и тех святых прославил, о которых будет наша повесть.”

Так вот в чем главная заслуга Петра и Февронии! Дар чудотворения они получили за мужество, твердость и смирение. Именно эти качества они явили миру жизнью своей. И именно за эти качества были канонизированы и причислены к лику святых. 

Согласитесь, немалое мужество потребуется от человека, защищающего самого себя и свою семью от разрушающих быт, нравы и душу дьявольских страстей и смертных грехов. И я сейчас говорю не только о князьях Петре и Февронии. Ведь подобные страсти бушуют порой и в наших с вами душах, выливаясь в неблаговидные поступки, подлость, а то и преступление. Каждому ли достанет мужества побороть соблазн и не пойти на поводу низменных страстей?

Каждому ли под силу пройти испытание богатством и властью? Петр смог ради сохранения своей семьи и жены удалиться от власти и богатства. Феврония смогла во имя мужа отказаться от даров, от злата - серебра. А что мы видим в нашей сегодняшней жизни? На потребу Золотому Тельцу отдается всё... Увы, далеко за примерам ходить не надо.

А как же любовь? Разве повесть не о любви?

Конечно о любви! Ведь “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:16)

В “Повести” речь идет о жизни наполненной 

  • любовью к Богу, выражаемая в молитвах, соблюдении христианских обрядов и божьих заповедей, 
  • любовью к человеку, как божественному подобию, самим Богом наделенному Умом, Словом и Духом живым. Божественный Дух живой в каждом человеке бесстрастен - то есть не подвержен дьявольским страстям.

Только для обретения такого Духа следует обладать большим  мужеством и решимостью победить свои пороки, и тем самым приблизиться не только к Богу, но и к простому человеческому счастью. На этом пути помощь, понимание и поддержка супруга жизненно необходимы. 

Не стоит думать,что человек причисленный церковью к лику святых при своей земной жизни не испытывал искушений и страстей, не был тщеславным или его гордыня не мучила. Конечно же нет. И пример Петра и Февронии яркое тому подтверждение.

Святость человека состоит не в том, с чем и как ему пришлось столкнуться при жизни, а в том, как он реагировал на посланные ему испытания, как преодолевал тяготы жизни, трудности и лишения.

Мужество, благочестие, смирение, истинно христианское отношение к любви, семье и браку - вот те качества за которые церковь канонизировала благоверных князей Петра и Февронию.

Причислены к лику Святых муромские чудотворцы были в 1547 году почти 300 лет спустя после своей кончины. 

Для того, чтобы тот или иной человек был канонизирован после смерти, то есть причислен к лику святых, его земная жизнь должна быть

  • благочестивой и праведной,
  • он должен обладать божьим даром чудотворения, который являет людям при жизни своей или же после смерти при молитве-обращении к нему за помощью,
  • при жизни человек должен принимать страдания за веру свою или же даже принять за неё мученическую смерть,
  • земная жизнь должна вызывать в народе особое уважение и почитание.

Как видите: праведная жизнь Петра и Февронии, вызвавшая в народе особое уважение, способствовала тому, что они не оказались забыты даже спустя много лет после смерти своей.

Вот как об этом написано в "Повести о Петре и Февронии Муромских. Текст (подлинный) взят мной с сайта azbyka.ru/fiction/povest-o-petre-i-fevronii/

"Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея!

 Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! 

Радуйся, Петр, ибо, струпья и язвы нося на теле своем, мужественно все мучения претерпел!

 Радуйся, Феврония, ибо уже в девичестве владела данным тебе от Бога даром исцелять недуги! 

Радуйся, прославленный Петр, ибо, ради заповеди Божьей не оставлять супруги своей, добровольно отрекся от власти!"

В следующей статье про благоверных князей Муромских я предполагаю рассказать о почитании их не только церковью, но и простыми людьми. О судьбе святых мощей, о молитвах перед их иконами, о храмах и памятниках. Будет ли такая информация интересна? Как вы считаете? Отметьте, пожалуйста в комментариях.

Если Вам понравилась статья, воспользуйтесь виджетом в конце её, сделайте репост в любой из своих социальных сетей. Этим вы не только поможете нашему сообществу блогеров "Одна семья", но и получите шанс выиграть ноутбук. Испытайте свою удачу!

Буду рада вашим комментариям, суждениям и замечаниям по поводу сегодняшней статьи.

Желаю Вам здоровья, радости, веры и вечной любви!

С уважением, автор этого дневника Подкорытова Наталья! 

4 комментария

Аватар комментатора Изабелла Автор: Изабелла

Здравствуйте Наталья. Впервые подробно прочитала о повести про Петра и Февронию. К сожалению, я вместо ответов на свои вопросы, увеличила их количество.Наверное, я не совсем готова понять смыслы поступков Петра и Февронии.

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Изабелла, спасибо Вам за комментарий, за интерес к теме. Могу предположить, что ваша фраза " я не совсем готова понять смысл поступков Петра и Февронии" исходит как раз из того, что нам современным людям сложно понимать поступки людей эпохи средневековья. Любой поступок совершается под воздействием какой - либо идеи или убеждения. Вы согласны? А какими идеями руководствовался человек, живший в XII веке? Основной идеей средневековья является ожидание Конца Света. Каким надо предстать пред Богом?пред его судом? Особенно если вершишь на своей земле власть и закон, будучи князем. Конечно: смиренным и покорным Божьей воле, конечно, соблюдающим все божьи заповеди. Вот через господство этой идеи в умах и следует говорить о поступках Петра и Февронии.

Аватар комментатора Елена Автор: Елена

Наталья, конечно, им было виднее, и лучше знали Петр и Феврония о своих поступках, раз они решили очиститься от грехов. Но их житие передается современникам как непогрешимое. Лично я в их поступках не узрела грешности. Может, поэтому и непонятна логика их поступка. Не совсем прозрачна их жизнь в глазах наших.

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Елена, спасибо, что высказываете свое мнение. Конечно, современному человеку чаще всего непонятны многие поступки наших предшественников, особенно те, которые не логичны по нашему мнению. Хотя "уход от мира" не такая уж редкость и в наши дни. Устав от суеты большого города, многие люди ищут душевного покоя в деревенской тиши. Правда, это не всегда политические и государственные деятели, не всегда бизнесмены. Такие поступки диктуются внутренним миром человека. Что же касается Петра и Февринии, то это было следование традиции русских князей. Постриг. Монастырь. Служение Богу.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение