Троица: народные традиции, обычаи и обряды в день рождения церкви

В церковном празднике Троицы сохранились многие народные традиции

Троица многолика. Троица ярка и нарядна, хороша и притягательна. Это праздник наступающего лета. Это день рождения Христианской Церкви. Праздник радует изумрудно - зеленым цветом пышной и торжественной церковной службы в православных храмах. Троица знаменита многочисленными народными обрядами и обычаями, заговорами и гаданиями на богатство, здоровье и любовь. В канун праздника всегда много волнующих вопросов:

  •  Что можно делать на Троицу, а что нельзя?
  •  Троица церковный праздник или народный?
  • Как отпраздновать этот день - день рождения церкви, чтобы соблюсти христианские и народные традиции этого дня? 
  •  В чем суть Троицы? 
  • И много ещё других... 

Об этом поговорим. 

Троица - один из главных двунадесятых православных праздников. Отмечается ежегодно, на 50-ый день после Пасхи, в воскресенье.

В 2021 году День Святой Троицы выпадает на 20 июня.

История дня рождения христианской Церкви

Праздник Святой Троицы называют ещё Пятидесятницей. Исторически сложилось так, что оба праздника приходятся на один и тот же день - 50-ый день после Воскресения Христова.

Праздник Пятидесятницы как ветхозаветный праздник, по мнению ученых, известен со второй половины XIII в. до н. э. Празднуется в честь Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом. Ветхозаветная Пятидесятница празднуется в честь благополучного, хоть и драматического по своей сути, исхода (выхода) израильтян из Египта под предводительством Моисея и получения десяти божьих заповедей. 

Событие, результатом которого стало зарождение христианской Церкви и возникновение праздника Святой Троицы произошло в конце мая в 30-ом г. н. э. в Иерусалиме в день празднования Пятидесятницы. Событие это описано Евангелистом Лукой в книге “Деяний святых апостолов”. 

Сошествие Святого Духа на апостолов

В дни празднования Пятидесятницы многие евреи, проживавшие в разных странах огромной Римской Империи, прибывали в Иерусалим. Сюда же стекались и огромные толпы паломников со всего света. В эти дни Иерусалим становился разноязыким. Еврейский язык понимали не все, но каждый хотел соблюсти религиозные обычаи. 

Для апостолов ( двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа) дни празднования Пятидесятницы были днями ожидания. Ведь ещё перед распятием в прощальной своей беседе с ними Иисус говорил: “Я умолю отца и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, - Духа Истины...Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он - Дух Истины… Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне” (Иоан. 14:16-17, 26; 15:26).

В течении 40 дней после Воскресения Иисус являлся своим ученикам, поддерживал их, а когда на их глазах Господь поднялся над землей и Вознесся к Богу - Отцу, апостолы испытали  доселе не ведомое ими благодатное состояние. 

После того памятного дня они ежедневно собирались в доме на горе Сион в Иерусалиме. Молились и ждали, свято веря, что все будет так, как говорил Иисус...

На десятый день после Вознесения Господа Иисуса Христа, в Сионской горнице как обычно собрались его ученики вместе с Пресвятой Девой Марией (матерью Иисуса) и другими верующими. По преданию около 120-ти человек. Совершая молитвы все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им “Обетование Отца”, когда они облекутся силой свыше. Как и когда произойдет пришествие Духа Утешителя они не ведали. (Лк. 24:49).

Внезапно над горницей послышался шум, на который просто не могли не обратить внимание все другие люди, собиравшиеся в это время в храм, на службу празднования Пятидесятницы. 

А между тем тот шум наполнил дом, где были апостолы и одновременно с этим над их головами появились языки пламени. Опускаясь на каждого пламя не обжигало, пламя светило! И все же поражало не это...

Самым удивительным было то, что буквально на глазах  преображались сами апостолы. Они почувствовали радость и воодушевление, они испытали чувство безмерной любви к Богу и большой прилив духовных сил. Когда же эти свои чувства апостолы стали выражать словами благодарности Богу, обнаружилось, что говорят - то они не на еврейском языке, а на других языках, ранее им самим неизвестных.

А ведь такое крещение апостолов Духом Святым и огнем было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11) 

Апостолы, исполненные желания нести слово божие людям, вышли в толпу, привлеченную невероятным шумом. И люди увидели произошедшую с апостолами перемену. Бог обогатил их верой, терпением, любовью и мудростью. 

Почему День сошествия Святого Духа считается днем рождения христианской Церкви

Толпа людей неоднозначно отнеслась к появлению апостолов и к их поведению. Люди помнили, как вели себя ученики Христа два месяца назад, во время ареста своего учителя. Все помнили их растерянность и отсутствие каких - либо попыток с их стороны защитить Христа и помочь ему.

И вдруг перед жителями Иерусалима и паломниками предстают совсем другие по своему внутреннему состоянию люди. Они полны искренней любви к Богу, они полны решимости проповедовать его учение в разных землях по всему миру. У них достанет на это убежденности в правоте учения Христа, у них хватит решимости, воли, знания языков и самоотверженности.

Когда апостол Петр, бывший рыбак, известный тем, что раньше даже и двух слов связать не мог, обратился к собравшимся со своей первой проповедью, стало понятно, что его устами говорит сам Господь.

Петр напомнил собравшимися об исполнении древних пророчеств, о Мессии, о Воскресении Иисуса Христа, о благодати, которая снизошла на апостолов во время сошествия на них Духа Святого. “Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для  прощения грехов, и получите дар Святого Духа” - так закончил апостол Петр свою проповедь.

  Покоренные пламенной речью люди приняли крещение из рук апостолов. Христианская Церковь в тот день сразу выросла на 3 тысячи человек. Это событие и стало днем рождения Христианской Церкви. Ведь именно с этого дня апостолы начали проповедовать учение Христа и обращать людей в христианскую веру.

В  память об этом праздник Пятидесятницы стал называться днем сошествия Святого Духа и днем Святой Троицы (у православных).

После сошествия Святого Духа на апостолов они ещё достаточно длительное время находились в Иерусалиме, затем наступило время им направиться проповедовать слово божие в другие страны. 

Апостол Андрей (Первозванный) отправился на восток. Через Малую Азию и Македонию дошел до Дуная. Прошел побережье Черного моря и Крым. Поднимался выше по Дунаю, по преданиям был и на Новгородской земле.

Апостол Петр проповедовал среди иудеев, подкрепляя свои проповеди чудесами.
Апостол Павел создал многочисленные христианские общины на территории Балканского полуострова и в Италии.

Миссия их была трудной и опасной, даже соблюдая заповеди, данные Господом, они подвергались гонениям и мученической смерти. Впрочем это тема другого разговора. И если она интересна вам, отметьте это в комментариях. Договорились?

Подводя итог этой части отмечу, что с момента сошествия Духа Святого на апостолов, во все стороны от Иерусалима стала распространять свое влияние христианская Церковь. Деяниями апостолов утверждая “что стены Церкви созидаются Духом”  

День Святой Троицы у православных

В славянской православной традиции праздник имеет несколько названий. Официальными - церковными названиями являются: День Святой Троицы и Пятидесятница. В народе праздник именуют Троицей, Троицыным днем. Можно встретить названия; Семик, Венки, День березки, Клечальное воскресенье. 

Такая многоликость праздника напрямую свидетельствует о многовековой его истории, о славянских традициях и обычаях, лежащих в его основе и о том, что праздник отмечался восточными славянами задолго до принятия ими христианства.

История славянского праздника: от Семика до Троицы

Праздник Троицы на Руси стали отмечать значительно позже принятия Русью христианства. 300 лет прошло… 

Издревле существовал праздник встречи лета. Календарные дни на границе между весной и летом назывались Семик или Триглав. По языческим верованиям человечеством управляют три божества: Сварог - создатель мира, Перун - защитник правды и воинов и Святовит - хранитель света и человеческой энергии. Обратите внимание, что богов трое. 

В Семик устраивались весёлые гулянья с хороводами. Жилища украшались ветками березы или клена (на юге) с распустившимися листиками; обязательно приносилась в дом трава, как символ будущего летнего буйства цветения и роста всех растений. Празднование продолжалось несколько дней. В некоторых местностях символично называлось “Зелеными святками”.

девичьи гадания на праздник Семик

Особый акцент в праздновании встречи лета делался на девичьи гулянья, гадания и обряды, проводимые девушками, достигшими брачного возраста. Девушки надевали самые лучшие наряды, иногда сшитые специально для хороводов.

  На макушках молодых берез плели венки; и если венок не распускался, ожидали встречи с суженым или скорого замужества. Во время песнопений и закличек суженого, девицы обменивались простенькими колечками и лентами. Гадали девушки на венок, сплетенный из березовых ветвей и лекарственных трав. Если к утру венок завянет - год будет трудным с неприятностями.

В дни Семика проводились обряды по защите человеческого рода и урожая от вредоносных потусторонних сил. С этой целью собирали раннюю росу и умывались ею, считая лекарством от всевозможных хворей и недугов.

Заготавливали лекарственные травы: цветки мать -и-мачехи, корни лопуха, крапиву, подорожник и другие. Опасались быть вовлеченными в омут Русалками, и гоняли их ночами, бегая с березками в руках по полям.

Во время гуляний украшали лентами и цветами небольшую березу, а в завершение праздника срубали её и обносили вокруг поселения, привлекая удачу, здоровье и богатый урожай. Затем деревце приносилось в жертву духам - защитникам.

Во все века во время празднеств обязательными были традиции и обычаи поминания умерших родственников и уход за их могилами.

Обиходные названия Троицын день и Троица закрепились за праздником встречи календарного лета именно на Руси, у русских,  в XIV - XV веках. В это же время главной идеей и сутью праздника становится единение и неразделимость. 

По признанию историков произошло это в значительной мере благодаря Преподобному Сергию Радонежскому.

Сергий Радонежский и культ Троицы на Руси 

День Святой Троицы был узаконен церковью ещё в IV веке, а распространенным и популярным на Руси праздник стал благодаря деятельности святого Сергия Радонежского. 

В 1335 году (в 1342 году по другой версии) посреди глухого Радонежского бора Сергием была освящена обитель монахов - схимников, ставшая первой на Руси деревянной Троицкой церковью. Впоследствии именно эта церковь стала центром духовной жизни России - Троице-Сергиевой Лаврой.

 В 1422 году ученик преподобного Сергия игумен Никон на месте старого деревянного храма заложил каменный Троицкий собор. Андрей Рублев и Даниил Черный - знаменитые иконописцы расписывали собор. Для иконостаса Андреем Рублевым была написана знаменитая Троица 

Троице-Сергиева Лавра и икона Андрея Рублева

Сергий Радонежский проповедовал единство и равенство трех ипостасей Бога: Отца, Сына и Святого Духа, составляющих одну божественную сущность.

Русь в это время буквально раздирала на части междоусобная борьба князей. Постоянные набеги иноземцев настоятельно требовали объединения сил для отпора врагу. Именно в этот момент религиозная идея нераздельной и единой Троицы явилась поистине национальной идеей, основой объединения русских земель. 

Проповедование “Единства во образ Святой Троицы” стало очень популярным. А тот факт, что русские земли начали объединяться вокруг Москвы свидетельствовал о важности духовной силы в основе процесса объединения. Ведь московское княжество в тот момент не было экономически сильным, но было гораздо сильнее духовно. На этот факт указывал академик Д. С. Лихачёв, подчеркивая при этом, что единство Руси связывалось с Церковью. 

С Церковью связывалось и освоение русскими новых земель. Сергий Радонежский за свою жизнь основал десять монастырей. Дело его продолжили ученики. По мнению профессора В.О. Ключевского монастыри, возникающие в XIV - XV веках за Волгой среди костромских, вологодских и ярославских лесов мирным путем приводили в лоно Церкви языческое Заволжье.

Деятельностью Сергия Радонежского праздник Святой Троицы вошел в обрядовую практику Русской Православной Церкви постепенно поглощая и видоизменяя древние обряды и традиции.

В современной церковной обрядности Дня Святой Троицы очень ярко видны традиции народных праздников и обрядов. 

Как Православная церковь отмечает День Святой Троицы

Троица - один из двенадцати главных православных праздников.

В самом названии празднества отражено триединство Бога. Бог един! Три его ипостаси - и Отец, и Сын, и Святой Дух существуют в единстве и неделимости! 

Небольшое разъяснение для справки: Догмат церкви о равенстве и единосущности Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном был утвержден на Втором Вселенском Соборе, созванном в Константинополе в 381 году. На этом же Соборе был утвержден Никео Цареградский Символ Веры, являющийся руководством Церкви на все времена. Русская Православная Церковь признает все Семь Вселенских Соборов.

Православная церковь отмечает День Святой Троицы по устоявшимися традициям.

 Первая традиция: В канун праздника, в Троицкую родительскую субботу, православные поминают усопших.

Вселенская Троицкая родительская суббота

Родительская суббота накануне Троицы является Вселенской. Службы такого охвата служатся только два раза в год: накануне Масленицы и накануне Троицы.

Во всех храмах совершаются в этот день заупокойные Литургии, проводится таинство Евхаристии - причащения. В этот момент читается молитва: “Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих”.

Отличительной особенностью Вселенской родительской субботы является то, что поминаются все праотцы со времен Адама. Все!

Однако это не значит, что можно в эту службу помянуть самоубийц и людей преступивших закон и  Божью заповедь “не убий”. Церковь крайне негативно относится к убийцам и к тем, кто помимо воли Господа решает свести счеты с жизнью.

Вопрос о поминании таких умерших решается священником проводящим панихиду после Литургии. Помолиться за таких умерших их близким следует дома. Есть молитва преподобного старца Льва Оптинского для келейного чтения.

Христианская Церковь навсегда объединяет и живых, и умерших своих прихожан. В особых коленопреклоненных молитвах верующие просят покровительства Святого Духа для живых и милости к усопшим. Традиция почитания и  поминания умерших испокон века жива в русском народе, считаю что в этом один из источников силы России.

В троицкие дни Церковь уделяет большое внимание заупокойной молитве, поскольку такое поминовение помогает тем, кто находится вдали от могил предков или по другим причинам не может поклониться им. Заупокойные богослужения совершаются в храмах в пятницу вечером и в субботу утром.

Ведь души умерших живы и нуждаются в общении и любви и в этот день Господь принимает молитвы даже за те души, которые находятся в аду. Это молитва - прошение о прощении грехов умершего, о божьей милости ему, о том, чтобы его загробная участь не была мучительной.

После церковной молитвы в субботу по традиции посещаются кладбища, чтобы навести порядок на могилах и уже там молитвенно пообщаться со своими близкими и помянуть их. После посещения кладбища обыкновенно устраивается поминальный обед. На могилах такой обед не устраивается.

поминальные традиции русской православной церкви

Проведение поминальных трапез характерная черта славянских традиций и обрядов поминания умерших. Современная наша жизнь вносит свои коррективы во многие обряды и обычаи. Они видоизменяются по форме, но остаются неизменными в своей главной сути, в своих смыслах.

Вторая традиция: В православной Церкви Троица отмечается на протяжении трех дней. Сам же праздник продолжается неделю до момента его “отдания”, т.е. до следующего по церковному календарю праздника.

Богослужение в праздник Святой Троицы

В соответсвии с суточным церковным кругом, в субботу вечером накануне Троицы проводится праздничное Всенощное бдение, во время которого всеми присутствующими верующими, поется молитва “Царю Небесный”. Молитва, с которой у христиан принято начинать всякое дело, не читалась в период от Пасхи до Троицы.

Праздник Святой Троицы разделен на два дня. Службы первого дня (воскресные) прославляют Троицу и вспоминают о Сошествии Духа Святого на апостолов. 

Второй день (выпадающий на понедельник) называется Духов день. Во время богослужения воспевают Всесвятый Животворящий Дух.

Видите насколько в церковном празднике Святой Троицы прослеживаются народные традиции. 

Празднование дня Святой Троицы отличается от празднований других двунадесятых праздников ходом службы, молитвами и их порядком, да и убранством самого храма.

В православных церквях во время торжественных служб допускаются цветочные украшения. Строгих требований при этом нет, но существуют некоторые негласные правила. Назову некоторые:

  • цветочное оформление не должно мешать службе и отвлекать верующих от молитвы,
  • украшаются особо чтимые иконы, иконы к празднику и иконы у Царских врат,
  • выбираемые для украшения растения не должны быть ядовитыми, остро пахнущими и опасными для верующих,
  • соблюдается обязательно цветовая палитра праздника

Для Троицы (как и для Вербного воскресенья) основной цвет праздника находится в зеленой палитре, а используемые для украшения храма или церкви растения: веточки березы, первые цветы и трава (в первую очередь лекарственные растения).

церковная служба в день Святой Троицы

Уже в субботнее Всенощное бдение православные священники облачаются в красивые изумрудно-зеленые одежды.

Утром в день Святой Троицы православные приходят в храмы и церкви, украшенные внутри зеленью деревьев и трав. С собой верующие также приносят веточки березы, цветы и траву для освящения её после службы.

Утренняя служба длительная. Сразу после Литургии и причастия совершается особая Троицкая вечерня, во время которой читаются три молитвы с коленопреклонением. Составлены эти молитвы святителем Василием Великим (329 - 379 г.г). В этих покаянных молитвах звучит исповедь перед Отцом Небесным за грехи живущих и усопших и просьбы о помиловании и приобщении к благодати Святого Духа.

Коленопреклоненных молитв в храмах не было в период от Пасхи до Троицы.

Священник читает молитву стоя на коленях. Книга Писания находится перед ними на скамеечке, украшенной зелеными веточками. На отпусте (окончании службы) верующие прикладываются к кресту.

По окончании службы проводится водосвятный молебен, а после освященной водой окропляют самих верующих и принесенные ими веточки и цветы.

Троицкая вечерня по факту начинает празднование следующего дня - праздника Святого Духа 

Духов день ( праздник Святого Духа)

В центре храма икона Сошествия Святого Духа. Сам праздник Святого Духа, по мнению протоиерея Алексея Уминского, отмечается Церковью как день “попразднества” - продолжение праздника.

У каждого Великого праздника существуют такие дни. У праздника Пасхи продолжение праздника длится 40 дней до Вознесения Господня. А у праздника Святой Троицы праздник продолжается ещё неделю - до момента “ отдания праздника”.

Как и в любой церковный праздник в День Святого Духа главное - это молитва. В этот день совершается праздничная Литургия, а после нее проповедь, во время которой священник поздравляет верующих с праздником и обращается к ним с духовными наставлениями. В качестве примера приведу слова проповеди протоиерея Бориса Старка. (1981г.)

Рассуждая о благочестивом обычае в день Троицы украшать храмы и дома ветками берез и цветами протоиерей выделяет два истока этого действа: церковно-исторический и символический. Церковно- историческая традиция берет свое начало в ветхозаветной Пятидесятнице, которая приходилась на “зеленое” время года, когда пышно цвела и благоухала природа. 

Более важной по мнению Старка оказывается символика украшения храма березовыми веточками.

Зеленый листок на дереве появляется после зимних холодов с приходом весны и тепла. Также и сердце человека расцветает, когда его касается своей Благодатью Дух Святой.

Веточка дерева свежа и зелена пока она на дереве. Стоит ей оторваться и она погибнет, завянет, пропадёт. Так и душа человеческая, засохнет без Божьей милости и Божьей помощи. Надо всегда стремиться быть на Лозе, не оторваться от Христа, который говорил: “ Я лоза, а вы ветки” (ср.: Ин. 15:5).

“Бу­дем сегодня особенно просить словами той молитвы, которая привычно повторяется за богослужением, особенно на Боже­ственной литургии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Аминь.” Так заканчиваются слова проповеди протоиерея Бориса Старка в День Святого Духа.

Чего нельзя и что можно на Троицу

 Многие народные традиции, обряды и обычаи, связанные со встречей лета, церковь не запрещает, а напротив включает в свои богослужения.

Церковь учит, что в дни Святой Троицы, как и во все другие дни, нельзя делать зла, нельзя ссориться и злиться на окружающих. Нельзя совершать языческие ритуалы и обряды, порожденные суевериями. 

В Церкви на Троицу нет никаких бытовых правил указывающих конкретно что можно, а что нельзя. Жизнь, деятельность и поступки каждого человека независимо от его отношения к религии должны быть продиктованы правилами человеческого общежития, нормами морали и закона. Они должны быть подчинены здравому смыслу и исходить из конкретной жизненной ситуации. 

Хороводы в березовой роще на Троицу

Поэтому на большинство задаваемых в интернете вопросов о том, как вести себя и что можно/нельзя делать в дни Троицы я отвечу так:

  • Можно и нужно быть в церкви, молиться, причащаться, ставить свечки за упокой и во здравие. Это относится и к верующим и к оглашенным (получающим наставление в вере и готовящимся принять таинство крещения).
  • Нужно изучать и знать русские традиции праздника Троицы и понимать, что из них созвучно православию, а что нет. Если вы не верующий человек, но соблюдаете народные традиции этого праздника, то ни в коем случае не оскорбляйте своими действиями чувства верующих людей. 
  • Можно и нужно посетить могилы умерших, прибрать их, привести в порядок и украсить. Это дань уважения к своим корням, это норма человеческого во всех нас! Посетить кладбище лучше и правильнее во Вселенскую родительскую субботу или в Духов День. В любой другой день Троицы также не возбраняется посещение кладбища после молитвы в храме.
  • Обязательно нужно эти праздничные дни провести со своей семьей, родными, близкими и друзьями не в разгульной удали, а в дружеском общении.
  • В дни празднования можно работать, гулять в лесу, (в поле, в парке), купаться, заниматься домашними делами, если это не мешает духовному очищению. Обязательно надо уделить время молитве, размышлениям и посещению церкви. Главное -  не идти на поводу у суеверий. На дворе XXI век! Не забывайте об этом!
  • Во время празднования Троицы нет поста, поэтому постарайтесь кушать сытно и разнообразно, красиво сервируя при этом стол с трапезой. Ведь вы делаете это для своих самых родных и близких людей: родителей, детей, братьев и сестер, ваших друзей. При поминальной трапезе целесообразно соблюдать её традиции.
  • Наше благополучие, здоровье, счастье в браке и в семье зависит в бОльшей степени от нас самих, от наличия любви, тепла и света в наших душах, от совершаемых нами поступков, а не от обряда, заговора или гадания на любовь и счастье.

Смысл праздника Святой Троицы в православии (вместо заключения)

Почти две тысячи лет назад в день празднования еврейской Пятидесятницы Бог явил миру свою третью ипостась - Святой Дух.

Две первые ипостаси были явлены раньше. Бог Отец создал Ветхозаветную  иудейскую церковь. Бог Сын (Иисус Христос) создал Церковь Нового Завета. Вот только последователей в этой церкви было не много, да и особой решимостью действовать они не обладали пока на них не сошел Святой Дух и не наделил их качествами необходимыми проповедникам. Дух Святой начал временной отсчет жизнедеятельности христианской Церкви и распространения её по всему миру.

После проповеди апостола Петра христианская церковь приросла большим количеством верующих. Так родилась Новозаветная Церковь. Так миру явилась истина, что бог един в трех своих лицах, в трех своих ипостасях: Отца, Сына и Святого духа.

 Праздник Святой Троицы - это день рождения христианской Церкви!

20 июня 2021 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь. 

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Выдержкой из этой проповеди я заканчиваю свою статью.

“Господь пришел в мир, чтобы спасти род человеческий. Пришествие в мир Сына Божия — это поворотный момент в человеческой истории. Но после Вознесения, покинув видимым образом землю, род человеческий, Господь не прекратил Свое присутствие среди людей, и в 50-й день по Воскресении Он, согласно Своему обещанию, посылает Святого Духа на собранных учеников.”

 “Святой Дух распространяется по всему творению Божиему, сохраняя в порядке весь космос, все Божественное творение, но особым образом Он воздействует на человека, даруя ему силу преодолевать тяготение греха, соблазнов и совершать добрые дела там и тогда, когда это кажется невозможным. Но главное, что благодать Божия хранит в сердцах людей веру.”

12 комментариев

Аватар комментатора Ольга Автор: Ольга

Наталья, с большим интересом прочитала про праздник Троица. Такие красивые народные традиции, обычаи и обряды. Меого нового узнала, спасибо!

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Спасибо, Ольга, за комментарий, за интерес с традициям. На моей страничке в ОК есть материалы о том, как проходят праздники в районных центрах области по инициативе домов культуры. Очень красочно и интересно! Фотоматериалы просто замечательные! Живы традиции - жива Россия!

Аватар комментатора Виктор Пазников Автор: Виктор Пазников

Замечательная статья. Очень информативная и познавательная. Вы неплохо потрудились над этой темой.

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Спасибо, Виктор, за интерес, за комментарий. Действительно ведь церковный праздник в своей основе имеет народные традиции и обычаи и именно это делает его значимым в жизни как верующих, так и неверующих людей. Когда смотрю ленту в социальных сетях с удовлетворением отмечаю, что живы в наших людях традиции предков, что во многих небольших населённых пунктах, да и в некоторых районах городов в эти дни прошли народгые праздники. Конечно не с прежним размахом. Конечно в тех местностях где нет ограничений по короновирусу. Думаю, что воплощение идеи единения, заложенные и в народных традициях, и в празднике Троица, в очередной раз помогу людям справиться с трудностями. Всего доброго Вам, Виктор!

Аватар комментатора Татьяна Автор: Татьяна

Заметка позновательтная и интересная. История христианской церкви тесно связана с историей России. Нельзя быть "Иванами не помнящими родства".Вы Наталья, уже не первый раз пишите позновательные заметки. Спасибо за просвещение.

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Вы совершенно правы, Татьяна. Ведь религия такая же часть духовной культуры общества как литература, живопись, скульптура, кино. Поэтому изучая историю своего народа, обязательно столкнешься с отражением тех или иных исторических событий в этих и всех других формах духовной культуры. А изучая вопросы развития религии никак не уйдешь от истории страны или народа. Взаимосвязь теснейшая! Праздник Пятидесятницы или Схождения Святого духа празднуется во всем христианском мире. И католиками, и православными, и протестантами. А вот название Троица он имеет только у православных и в первую очередь у русских. И это тоже страница истории Руси и России.
Спасибо Вам, Татьяна за комментарий, интерес и добрые слова. Всего доброго Вам!.

Аватар комментатора Ольга Автор: Ольга

Наташа, статья просто классная! Такой подробный рассказ об этом святом празднике я читаю впервые. Чувствуется, что информация собиралась по крупицам, структурирована и представлена легко, красиво и понятно.
Прочитала с большим интересом.
БлагоДарю!
Репост обязательно и ...

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Ольга, спасибо! Действительно захотелось рассказать об этом красивом празднике, который одинаково радостно отмечается и церковью, и простыми людьми. С детства помнится, как бабушка говорила, что "надо успеть до Троицы" помыть дом, закончить посадочные работы в огороде, а накануне Троицы сходить на могилки, навестить родных... А в дни Троицы гуляли, ходили в гости, нас ребятишек водили в парк. Какая великая сила память! Какая великая сила преемственность поколений, закрепившаяся в традициях. Живя этой своей детской памятью и памятью своих прожитых лет я и писала. Спасибо, Ольга, что Вы почувствовали это и увидели! Спасибо! Всего Вам доброго!

Аватар комментатора  Анна Автор: Анна

Стыдно признать, многих подробностей истории Троицы, раскрытых статьёй, я не знала. А тут и все так подробно объяснили, даже христианский мультфильм по теме подобрали. Наталья-Мастерица!
Прочитав Вашу заметку чувствую что провела время с пользой и много нового для себя узнала. Спасибо за интересную подачу нужной и важной темы.

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Анна, спасибо Вам за такую оценку моей работы. Конечно, можно поспорить, а нужны ли нам знания о религиозных праздниках и о религии? Я тоже считаю, что нужны. Этим и продиктован мой интерес к освещению истории религиозных праздников и некоторых вопросов религиозных вероучений. В планах разместить в дневнике серию статей на эти темы. Ведь религия - это часть культуры общества в целом, это весомая часть духовной культуры каждого народа. Не стоит отрицать и того факта, что в религии находят свое своеобразное, специфическое отражение процессы жизни общества. Ведь массовое возникновение различных религиозных течений и сект, рядящихся под религиозные, на самом деле продиктованы только наживой, основанной на человеческом бескультурье и безграмотности по очень многим вопросам. Впрочем, как говорится, это тема другого разговора... Спасибо Вам за комментарий, Анна! Всего доброго Вам!

Аватар комментатора Елена Автор: Елена

Наталья, мне скоро 60 лет, а я до сих пор не знаю досконально про Троицу. В вашей статье искала вопрос для себя, зачем на Троицу люди в жилищах клали растения на пол. В нашей местности кладут чабрец. Мы знаем , где он растет, как быстро набрать этой травы. Оказывается, что нужно лекарственные растения класть, освещать их. Мне рассказала очень пожилая хуторянка притчу о Троице. Главное, что она в этом очень сильно убеждена. Так вот, в народе считают, что на Троицу должен был явиться сын Божий, Иисус, который собирался посетить людей в их домах.Когда люди узнали об этом, то богатые стали стелить ковры, а бедные их не имели, поэтому устилали пол растениями. Иисус отправился к беднякам. Я до сих пор ищу в интернете подтверждения этой версии. Не зря она существовала, и почему такая интерпретация? Если вам встретится что-либо, проинформируйте. Но на мой взгляд, корни этой притчи из фантазий народа. Вам огромное спасибо за статью, потому что просто поздравлять с праздником и ничего не знать о нем, не есть хорошо.

Аватар комментатора Наталья Автор: Наталья

Елена, на ваши вопросы я отвечу так. Традиция отмечать дни наступления нового времени года, а именно календарного лета существует у русского народа ещё с языческих, дохристианских времен. С того же времени существуют обычаи украшать свои жилища, прибирать их. В дни наступающего лета славяне украшали жилье травами, отдавая предпочтение лекарственным, веточками деревьев и цветами. Причем в разных регионах, в разных местностях были свои растения, свои приоритеты. Многие из народных традиций и обычаев Христианская церковь включила в свои праздники, а вот обрядность церковь создала свою! День Святой Троицы очень хорошо это иллюстрирует.
Догмат о вторОм ПришЕствии Иисуса Христа ( о том , что Иисус придет на землю второй раз) не просто существует в христианстве, он закреплен в Символе веры! Произойдет это в конце света, в последний день существования жизни на земле. Кстати учение о конце света и о знамениях предшествующих ему существует не только в христианстве, но и во всех других религиях.
В день Святой Троицы на землю, в дома людей, а главное в их сердца и души сходит Дух Святой. Дух Святой ( по христианскому вероучению) исходит от Бога Отца И передан людям через Бога Сына.
Притча, о которой Вы говорите, на мой взгляд основывается на вечном поиске людьми справедливости. Причем справедливость понимается, вернее отождествляется как равенство. Чего в принципе просто не может быть ни в природе, ни тем более в человеческом обществе. И это, как Вы справедливо отметили, фантазия. Утопия.
Христианская религия призывает верующих укреплять свою веру и сошествие на них божьей благодати в дни Сошествия Святого Духа способствует этому.
Я прояснила ваш вопрос, Елена?
Спасибо Вам за интерес к философским и религиозным вопросам. Спасибо за комментарий. Всего доброго Вам.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение